Дом Общества «Детский труд и отдых. "трудные дети" педагогическая энциклопедия Дом детский труд и отдых

Дом Общества "Детский труд и отдых", редкий для Москвы памятник северного модерна, был построен в 1907 г. архитектором А.У. Зеленко.

Здание предназначалось для совместного педагогичского проекта Александра Устиновича Зеленко и Станислава Теофиловича Шацкого. Проникнувшись идеями Л.Н. Толстого и взяв за образец его школу в Ясной поляне, где много внимания уделялось труду и общению с природой, С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко основали общество "Сеттльмент" (от англ. settlement - поселение). Дом для Общества был построен на окраине Москвы в районе Вадковского переулка. Здесь дети из малообеспеченных рабочих семей могли получить медицинский уход и образование. Обучение было ориентировано на освоение практических знаний и навыков, различных ремесел, что позволяло выпускникам сразу приступать к трудовой деятельности и материально поддерживать свои семьи. В Обществе были устроены учебные классы, кружки, библиотека, театр и обсерватория, купол которой можно увидеть и сегодня. Для многих малообеспеченных семей это была единственная возможность дать детям качественное и бесплатное образование. Общество существовало на частные средства, без помощи со стороны государства. Финансирование проекта велось меценатом Николаем Александровичем Второвым.

В 1908 г. Общество было закрыто властями по обвинению в распространении идей социализма среди детей и молодежи. Поскольку документы Общества были оформлены на А.У. Зеленко, он был арестован и два месяца провел в заключении.

Разгром Общества Сеттльмент и арест не остановили С.Т. Шацкого. Он продолжил свою педагогическую деятельность, открыв здесь новое общество "Детский труд и отдых". Это учебное заведение пользовалось большой популярностью, и здание со временем пришлось достраивать. После революции 1917 г. работа общества продолжалась под другими названиями. Здесь располагались школа им. Горького и дворец пионеров. Одной из известных выпускниц школы была Лилианна Зиновьевна Лунгина - автор переводов историй про Малыша и Карлсона, жена сценариста Семена Львовича Лунгина и мать режиссера Павла Семеновича Лунгина. О других выпускниках и жизни в школе Лилианна Лунгина рассказывает в 4-й, 5-й и 6-й сериях замечательного фильма "Подстрочник" (можно найта на youtube).

Дом по адресу Вадковский переулок, д. 5 можно увидеть и сегодня. Правда со временем его облик был искажен. Не сохранилась авторская штукатурка "под шубу", которая делала здание похожим на сказочный замок, построенный на скале. Однако общий облик дома с окнами различной формы и размеров и коваными решетками напоминает об эпохе модерна в архитектуре.

В настоящее время в особняке располагается банк. Побывать в Доме мне удалось во время экскурсии проекта "Выход в город".

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Общество ʼʼДетский труд и отдыхʼʼ ставит целью своей деятельности культурно-просветительную работу среди подрастающего поколения Москвы. Строго говоря, всœе неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем людьми потрачено немало усилий не изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести к пяти положениям:

1) У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.

2) Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всœе трогать, ощупать, пробовать.

3) Дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением.

4) Детям крайне важно проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего ʼʼяʼʼ и огромное развитие фантазии и воображения - ϶ᴛᴏ инстинкт детского творчества.

5) Огромную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя никакого из них. Нужно призвать на помощь детские силы, дорожа детскими запросами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людьми, сделать для них интересным.

Центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. Дети будут работать в слесарной, столярной, ткацкой, гончарной комнатах. Нам нужна будет кухня, где могли бы дети учиться готовить самые обычные кушанья для тех, кто недоедает дома. Необходимо устроить комнаты для скульптуры, рисования, для работ по естествознанию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помещение для таких детских работ, для которых потребовался бы самый разнообразный материал, где широко и свободно проявлялось бы детское творчество.

Такие комнаты-мастерские должны иметь огромное общеобразовательное значение, тем более что в связи с ними будут экскурсии, посœещение музеев.

Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, переработается еще раз при помощи книжки. По этой причине библиотека должна занять в нашей работе большое место. Мы отводим ей и отдельным читальням несколько комнат. Пусть дети приходят к книге! Οʜᴎ должны иметь комнату, где будут тихо читать свое. Но будут комнаты, где всœе захватывающее будет прочитываться вслух, где будут задаваться вопросы, где польются рассказы и чтения взрослых и детей.

Но мало дать детям работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее. Важно привести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает современная жизнь. Отсюда возникает крайне важно сть широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы (знакомство с наукой и искусством), на фабрики и заводы (знакомство с трудом) и за город.

Мысль о деревне, о природе приводит к сознанию крайне важно сти дополнить городскую работу общества. Мы должны иметь в виду существование постоянной детской сельскохозяйственной колонии недалеко от города, которая ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой деятельности, поддерживающей фактически жизнь и входящей в близкое соприкосновение с природой.

Большое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвиться и поиграть, где будут ставиться детьми спектакли, где будут происходить общие чтения с туманными картинами, спевки и концерты нашего хора. Летом же всœе оживление перенесется на площадку для игр тут же при доме.

Так рисуется нам деятельность нашего общества. Его основные идеи являются, в сущности, расширением идеи музея как собрания результатов человеческой работы в области науки, искусства и физического труда, но музея, стоящего рядом с жизнью, постоянно движущегося, где основой всœего будут не неподвижные предметы, а живые люди, с одной стороны, стремящиеся передать детям всœе лучшее, что они умеют или знают, а с другой стороны – посœетители музея, дети, ставшие участниками его работы и общими силами создающие свой трудовой музей, сообразно с силами и способностями каждого. Наше общество надеется бороться с улицей при помощи самих же детей. В случае если дети приучатся к созидающей деятельности, в случае если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, что ожесточает, притупляет, отдает во власть диких инстинктов, создавая из них грозную опасность для культуры.

"ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ"

Общество по воспитательной работе с детьми, организованное С.Т. Шацким в 1909-19, Москва. Продолжило деятельность общества "Сетлемент", включив в свой состав его воспитательные учреждения (детский сад, клуб, школу). В обществе сотрудничали педагоги А.У. Зеленко, Н.О. Массалитинова, А.А. Фортунатов, В.Н. Шацкая, Л.К. Шлегер. Общество осуществляло эксперимент по организации педагогической деятельности сообщества воспитателей и воспитанников на принципах творческого подхода к развитию личности, организовало (впервые) детские игровые площадки для детей, оставшихся без присмотра родителей, летнюю колонию "Бодрая жизнь" и др. В 1919 общество вошло в состав 1-й опытной станции по народному образованию при Наркомпросе РСФСР.

Педагогический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое "ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ" в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТРУД в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-01 Time: 11:50:24 * Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так если тяжесть его окажется …
  • ТРУД
    Наблюдать во сне домашнее животное, нагруженное тяжелой ношей, означает, что Вы преуспеете в делах, однако, не всегда будете справедливы к …
  • ОТДЫХ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне, что Вы отдыхаете, предвещает, что скоро Вы окажете гостеприимство приятным, но незнакомым людям.Если юная особа во сне …
  • ТРУД в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    172728, Тверской, …
  • ТРУД в Словаре экономических терминов Васильева:
    — использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических …
  • ТРУД
    НАЕМНЫЙ - см. НАЕМНЫЙ ТРУД …
  • ТРУД в Словаре экономических терминов:
    МОНОТОННЫЙ - см. МОНОТОННЫЙ ТРУД …
  • ТРУД в Словаре экономических терминов:
    - один из четырех основных факторов производства: осознанная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления …
  • ОТДЫХ в Словаре экономических терминов:
    ЕЖЕДНЕВНЫЙ - см ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОТДЫХ …
  • ТРУД в Кратком церковнославянском словаре:
    - труд, болезнь, недуг; делание дела с усердием, страдание, …
  • ОТДЫХ в Энциклопедии трезвого образа жизни:
    — процесс восстановления работоспособности либо в состоянии покоя, либо при такой деятельности, которая снимает утомление. Различают два основных способа отдыха: …
  • ТРУД в Медицинских терминах:
    целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей; физиология и гигиена Т. занимают важное место в советской медицине …
  • ОТДЫХ в Медицинских терминах:
    процесс восстановления работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей …
  • ТРУД
  • ОТДЫХ в Большом энциклопедическом словаре:
    состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению …
  • ОТДЫХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    состояние покоя или деятельность, восстанавливающие работоспособность. В физиологическом смысле О. - состояние особой деятельности, когда клетка, оставаясь свободной от работы, …
  • ТРУД ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
    (экономическая теория). — Политическая экономия занимается теми видами Т., которые имеют отношение к хозяйственной деятельности человека. Это общее положение, однако, …
  • ТРУД ЖУРНАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ежемесячный журнал, издававшийся в виде прибавления к "Всемирной Иллюстрации", с 1891 по 1895 гг. Первоначально выходил 24 раза в год, …
  • ТРУД ГАЗЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    газета политико-литературная. Издавалась в Тифлисе Тер-Мемексетовым, на русском и армянском языках. Всего вышло несколько номеров: в 1879—80 гг. №№ 1 …
  • ТРУД в Современном энциклопедическом словаре:
    целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд …
  • ТРУД в Энциклопедическом словарике:
    целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд …
  • ТРУД в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. …
  • ДЕТСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое. 1. см. дети и детство. 2. перен. Не свойственный взрослому, незрелый. Детские рассуждения. II сущ. детскость, -и, …
  • ОТДЫХ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Проведение нек-рого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил. Нужен о. кому-н. На отдыхе кто-н. (в …
  • ТРУД
    "ТРУД", ежедн. обществ.-полит. газета, с 1921 (до нач. 1990-х гг. орган ВЦСПС), Москва. Учредитель (1998) - Автономная некоммерч. орг-ция "Редакция …
  • ТРУД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (экон.), целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на произ-во товаров и услуг. …
  • ОТДЫХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОТДЫХ металлов, нач. стадия процесса возврата деформир. металла, протекающая при низкотемпературном нагреве (до 0,2 t пл) и связанная с …
  • ОТДЫХ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОТДЫХ, состояние покоя либо такого рода деятельность, к-рая снимает утомление и способствует восстановлению …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ, группа дет. заболеваний, обусловленная внутриутробным поражением головного мозга, черепно-мозговой травмой при родах, разл. заболеваниями в раннем детстве, …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ФОНД ООН (United Nations Children"s Fund; ЮНИСЕФ), созд. в 1946 как междунар. орг-ция чрезвычайной помощи детям в разорённых войной …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ТРУД, труд детей, т.е. лиц, не достигших трудоспособного возраста. По данным Международной орг-ции труда, в нач. 1990-х гг. работающих …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ТЕАТР, проф. т-р для детей и юношества. В России первые Д. т. были созданы в 1920-21 (в т.ч. Центр. …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ САД, учреждение для обществ. воспитания детей дошкольного возраста. Впервые создан Ф. Фребелем (1837, Германия). В России - с 60-х …
  • ДЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕТСКИЙ ДОМ, в России воспитат. учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Имеются Д.д. дошкольные, школьные (гос.), семейного типа и …
  • ТРУД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (экономическая теория). ? Политическая экономия занимается теми видами Т., которые имеют отношение к хозяйственной деятельности человека. Это общее положение, однако, …
  • ТРУД
    тру"д, труды", труда", трудо"в, труду", труда"м, тру"д, труды", трудо"м, труда"ми, труде", …
  • ОТДЫХ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"тдых, о"тдыхи, о"тдыха, о"тдыхов, о"тдыху, о"тдыхам, о"тдых, о"тдыхи, о"тдыхом, о"тдыхами, о"тдыхе, …
  • ДЕТСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    де"тский, де"тская, де"тское, де"тские, де"тского, де"тской, де"тского, де"тских, де"тскому, де"тской, де"тскому, де"тским, де"тский, де"тскую, де"тское, де"тские, де"тского, де"тскую, де"тское, де"тских, …
  • ТРУД в Словаре эпитетов:
    Человеческая деятельность; работа, требующая затраты физической или умственной энергии; усилие, результат работы. О полезном, радостном, значительном по результатам труде. Активный, …
  • ОТДЫХ в Словаре эпитетов:
    Активный, безмятежный, благостный (устар.), блаженный, гарантированный, длительный, долгий, долгожданный, законный, заслуженный, короткий, кратковременный, непродолжительный, отрадный, полезный, полноценный, полный, прекрасный, приятный, …
  • ДЕТСКИЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ая, -ое 1) Относящийся к детям, им принадлежащий. Детские ясли. Детский дом. Детские игры. Детская речь. Детская смертность. Детское творчество. …
  • ТРУД в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ТРУД в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Урок …
  • ТРУД в Словаре синонимов Абрамова:
    см. дело, книга, работа || напрасный труд, нести труды и заботы, с …

Общество "Детский труд и отдых" ставит целью своей деятельности культурно-воспитательную работу среди подрастающего поколения Москвы.

Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городского общества существует пробел, все более и более расширяющийся. Его необходимо заполнить. Пробел этот состоит в том, что жители города почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей. А между тем достаточно хотя бы немного приглядеться к их жизни, чтобы признать и весь ужас ее и насущную необходимость прийти ей на помощь.

Две силы, действующие одновременно и в близком соседстве, дают ту или другую окраску городу: первая - сила культуры, созидающая прогресс общества, находящая свое яркое выражение в школах, университете, музеях, картинных галереях, лекциях, театрах, концертах, и сила невежества, темноты, голода, тормозящая работу первой и, в противоположность ей, действующая всюду, днем и ночью. Эта сила и создает грозную опасность для детских умов и характеров. Наиболее деятельными элементами в ней являются отщепенцы общества, полудикари с сильно развитыми инстинктами хищничества. Нам случалось слышать рассказы детей о притонах, о ворах, обсуждающих планы набегов на квартиры, об организации дозорной службы из ребят и подростков, о пятаках и гривенниках, получаемых детьми за работу. Деятельность этой профессии окружается ореолом геройства, таинственности и влияние ее так же сильно, завлекательно и ужасно, как и всякой другой, основанной на нищете, невежестве и первобытных инстинктах.

Мы видим успех маленьких красных книжек - пестреющих на улицах, - Пинкертона, Ника Картера и Шерлока Холмса. Наша литература не может бороться с ними. Так же бессильно и наше культурное общество в борьбе с живущими рядом с ним дикарями за лучшее будущее детей.

Нам представляется город со всем лучшим, что создают в нем люди, маленьким оазисом среди невольных врагов его культуры, поддерживаемых и направляемых отупелостью, нищетой и зверством.

В такой обстановке проходит истинное внешкольное воспитание и образование городских детей. И среди этой атмосферы растут будущие члены общества, огромная часть которых перейдет не в ряды созидателей культуры, а в число ее разрушителей.

Правда, существуют школы, приюты, исправительные заведения. Но наши школы задаются целью только книжного обучения. Цели воспитания не входят в их деятельность. Срок пребывания детей в школах слишком короток, они бедны средствами, переполнены до невозможности вести в них дельную педагогическую работу. К тому же, в переходный, самый опасный для детей возраст, они не посещают школ, а болтаются по улице, оторванные от всего хорошего, что может дать культурная жизнь, завидуя и подражая уродливым проявлениям общежития. Так проходит их время до 15 лет, когда они могут поступать в так называемое "учение".

Часто говорят о рецидиве безграмотности: люди когда-то умели читать, писать - теперь забывают про книжку, про свои школьные навыки. И вот в Москве безграмотных - 41 %. В пригородах, где условия образования более неблагоприятны, из детей школьного возраста безграмотных - 21,5%. От 15 до 17 лет безграмотных - 27,8%, от 17 до 19 лет - 32%, от 20 до 24 лет - 36,6%, от 30 до 39 лет - 50% и от 40 до 49 лет - 59%. Многие из них никогда и не учились в школе, но многие, очевидно, и забыли школьную науку. Эти проценты дают понятие о тяжести, которая лишним грузом волочится за движением культуры.

Приюты задаются целью главным образом прокормить, одеть, обуть, согреть, Это, конечно, важно, но все же страшно мало, и обыкновенно они не входят в близкое соприкосновение с окружающей жизнью и поэтому не могут влиять на нее, а создают некоторое подобие монастыря с размеренным, однообразным укладом жизни. Строй большинства приютов сложился так, что дети в них слишком пассивны, умственно вялы, несамостоятельны. Исправительные заведения в сущности, изолируют так называемых порочных детей, и исправительными названы, вероятно, из чувства некоторой щепетильности. И им, чтобы быть последовательными, не следовало бы возвращать своих питомцев назад, в общество.

Строго говоря, все неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем людьми потрачено немало усилий на изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести в общем к пяти положениям:

1) у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;

2) дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;

3) дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением;

4) детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества;

5) громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя никакого из них. Нужно всеми силами призвать на помощь детские силы, дорожа детскими запросами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людьми, сделать более интересным, чем то, чем привлекает детей улица.

В чем худшее, что дает улица? В беспорядочности впечатлений, в невозможности получить навыки основательно что-либо сделать, размышлять, в создании неустойчивости настроений. Улица возбуждает нервы, создает дикие характеры, подавляет задерживающие центры и разумную волю. Но она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и могуче действует на детскую подражательность.

Что мы можем противопоставить улице ?

Определенность впечатлений, настойчивость в работе, привычку к труду. Но это будет скучно. Да, но не всегда так. И это не будет так, если мы создадим простор для детской общительности, если мы предоставим детям возможность удовлетворять их потребности созидания, исследования, если создадим условия для проявления детского творчества. Таким образом, улица учит нас, чего надо бояться в детях, что надо им дать и как привлечь их к нам. Поэтому центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. Мы считаем необходимым наладить побольше форм человеческого труда, имеющих наиболее важное значение в жизни. Дети будут работать в слесарной, столярной, ткацкой, гончарной комнатах. Нам нужна будет кухня, где могли бы дети учиться готовить самые обычные кушанья для тех, кто недоедает дома. Необходимо устроить комнаты для скульптуры, рисования, для работ по естествознанию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помещение для таких детских работ, для которых потребовался бы самый разнообразный материал, где широко и свободно проявлялось бы детское творчество.

Каждая комната будет давать массу материала для детской любознательности. Мы представим для иллюстрации работы хотя бы в гончарной комнате. Перед нами глина, мы знакомимся с ее свойствами, выясняем, какую пользу принесли эти свойства давно жившим людям и что эти люди прежде всего стали делать из глины. Узнаем, как глина помогла человеку научиться писать и рисовать. Попутно узнаем про глиняные библиотеки вавилонян. Изучаем обжиг глины и как меняются при этом ее свойства. Перед нами проходят глинобитные, сырцовые постройки и наши кирпичные дома. Приводим сейчас же употребление сырой и обожженной глины в связь с жарким и холодным климатом. При этом, вероятно, найдутся дети, которые сильнее заинтересуются географией. Более развитые дети поймут условия образования глины в природе, узнают ее состав, и все дети ознакомятся с образованием ключей благодаря глинистой почве. Еще проще будет отнестись к глине, как к материалу для лепки, и понять ее значение для искусства, которое сейчас же появится на сцену: чашки, тарелки, которые могут раскрашиваться и покрываться глазурью и как житейские предметы, употребляться в дело.

Такая комната-мастерская должна иметь огромное общеобразовательное значение, тем более, что в связи с нею будут и географические экскурсии за город, посещение музеев с их остатками старины и художественными произведениями. Такую же общеобразовательную деятельность можно развить и в столярной, и в слесарной, и в ткацкой комнатах. Везде дети поймут на самых обыкновенных, простых предметах, сделанных их же руками, как много и долго работали люди, сколько нужно было вложить искусства и терпения, чтобы достигнуть тех форм, в каких они являются в настоящее время. Мы решаемся утверждать, что наша глиняная чашка, из которой, быть может, будет хлебать щи какая-нибудь из семей наших соседей, даст детям массу удовлетворения и привлечет к нам интересы ребенка.

Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, наверное, переработается еще раз при помощи книжки. Поэтому библиотека должна занять в нашей работе большое место. Мы отводим ей и отдельным читальням несколько комнат. Пусть дети приходят к книге! Они должны иметь комнату, где будут тихо читать свое. Но будут комнаты, где все захватывающее будет прочитываться вслух, где будут задаваться вопросы, где польются рассказы и чтения взрослых и детей.

Но мало дать детям работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее. Важно привести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает современная жизнь. Отсюда возникает необходимость широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы (знакомство с наукой и искусством), на фабрики и заводы (знакомство с трудом) и за город, чтобы дать понятие о другой, не городской жизни, с ее трудом, ее впечатлениями, чтобы детям была доступна природа, созидающая условия, среди которых живут люди.

Мысль о деревне, о природе приводит к сознанию необходимости дополнить городскую работу общества. Мы должны иметь в виду создание постоянной детской сельскохозяйственной колонии недалеко от города, которая ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой деятельности, поддерживающей фактически жизнь и входящей в близкое соприкосновение с природой. Такая колония даст возможность детям всесторонне развить свои силы, основываясь на разумном, серьезном труде.

Большое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвиться и поиграть, где будут ставиться детьми свои спектакли, где будут происходить общие чтения с туманными картинами, спевки и концерты нашего хора. Летом же все оживление перенесется на площадку для игр тут же при доме.

Так рисуется нам, в общих чертах, деятельность нашего общества. Его основные идеи являются, в сущности, расширением идеи музея как собрания результатов человеческой работы в области науки, искусства и физического труда, но музея, стоящего рядом с жизнью, постоянно движущегося, где основой всего будут не неподвижные предметы, с надписями или без них, около которых можно подумать, поучиться, а живые люди, с одной стороны, стремящиеся передать детям все лучшее, что они умеют или знают, а с другой стороны - посетители музея, дети, ставшие участниками его работы и общими силами создающие свой трудовой музей, сообразно с силами и способностями каждого. Наше общество надеется бороться с улицей при помощи самих же детей. Если дети приучатся к созидающей деятельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами и создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, что ожесточает, притупляет и отдает во власть диких инстинктов, создавая из них грозную опасность для культуры.

Шацкий Станислав Теофилович (1878 - 1934) - российский и советский педагог.

На окраине Москвы, неподалеку от Новослободской улицы, в 1907 г. по проекту А.У. Зеленко было построено здание для одного из интереснейших педагогических учреждений дореволюционной России.

«План здания, построенный на свободном соединении внутренних пространств, был максимально приспособлен для организации детского быта. Снаружи здание приобрело причудливый облик; оно невелико и уподоблено средневековому игрушечному замку, строится из разнообразных и разномасштабных круглящихся, прямоугольных, граненых объемов, сросшихся вместе и приобретших упругую пластичность, скульптурность форм. Его наружные массы ничем не декорированы, имеют подчеркнуто грубую шероховатую фактуру, как бы выдавлены изнутри; оконные проемы различной формы располагаются в разном порядке и ритме, следуя характеру и размерам помещений. Заложенные в архитектурном облике здания динамика и экспрессивность делают его редким памятником романтического истолкования стиля модерн на позднем этапе его развития» (М. В. Нащокина).

В 1903-1904 гг. А. Зеленко (автор проекта особняка П.В. Лоськова в Мансуровском переулке) совершил кругосветное путешествие. В Америке он проникся идеей изучения методики воспитания и педагогики. В Москве он познакомился с молодым педагогом С.Т. Шацким. Вместе они создали общество «Сеттлемент» по образцу американских общин для воспитания подрастающего поколения.

На деньги, собранные среди купечества, они выкупили участок земли в Сущевской части и выстроили дом, где устроили классы, кружки, библиотеку, театр и прекрасно оборудованную математиком и астрономом М.В. Васнецовым, сыном художника, народную детскую обсерваторию, в разные годы руководимую К.Л. Баевым, А.А. Михайловым, П.И. Поповым - известными впоследствии учеными.

В 1908 г. «Сеттлемент» был закрыт: власти посчитали, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей». Зеленко и Шацкий были арестованы, но вскоре отпущены за отсутствием состава преступления. Зеленко на несколько лет уехал в Америку, а Шацкий возобновил деятельность учреждения под названием общества «Детский труд и отдых». Оно пользовалось большой популярностью в Москве и представляло собой самоуправляемые школу и детский сад для бедных.

После 1917 г. тут разместилась «Первая опытная станция по народному образованию». А в 1918 г. Шацкий создает здесь «Школу радости» (позже -школа № 204 им. Горького). Особое внимание придавалось эмоциональной окрашенности обучения. Здесь училась Лилиана Лунгина - переводчица «Малыша и Карлсона», жена и мать С. и П. Лунгиных.

В 1936 г. школа переехала на угол Тихвинской ул. и Сущевского вала, а в доме открылся районный дом пионеров. В конце 1990-х гг. здание реконструировали для делового использования. Облик особняка сильно изменился и «удешевился»: фактура стен с набрызгом «под шубу» заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева заменили стеклопакеты.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...