Выплаты в пенсионный фонд. В россии объединят пфр, фсс и фомс?16.01.2018

Трудовые пенсии в России в 2018 году неработающим пенсионерам будут проиндексированы выше инфляции на один месяц раньше - то есть не с 1 февраля, как это делается традиционно и установлено законом «О страховых пенсиях» , а уже с 1 января 2018 года . Это будет сделано для того, чтобы обеспечить в будущем году не только номинальное повышение пенсий, как это было последние несколько лет, но и их рост в реальном выражении (то есть сверх показателя инфляции). Это повышение затронет получателей всех видов страховых пенсий - по старости, по инвалидности и по потере кормильца, за исключением .

Для проведения индексации пенсий в 2018 году в особом формате был разработан законопроект, который был принят и подписан В.В. Путиным 28 декабря 2017 года.

Об этом 18 сентября 2017 года сообщил Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин по итогам заседания Правительства, на котором обсуждался прогноз социально-экономического развития России на ближайшие 3 года, проект федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

На сколько процентов повысят пенсии в 2018 году?

Таким образом, с 1 января 2018 года по результатам проведения индексации страховой пенсии на 3,7% размер одного пенсионного коэффициента увеличится с текущих 78,58 до 81,49 рублей , а базовая величина фиксированной выплаты повысится с 4805,11 до 4982,90 рублей (см. таблицу ниже).

В ст. 8 текста внесенного законопроекта о бюджете Пенсионного фонда указывалось, что в соответствии с правилом, установленном ч. 22 ст. 18 закона «О страховых пенсиях» , с 1 апреля 2018 года размер одного пенсионного коэффициента будет составлять 81,96 руб. , благодаря чему общее повышение стоимости ИПК в 2018 году составит (81,96 / 78,58 – 1) = 4,3% . Однако в процессе рассмотрения проекта закона Государственной Думой данную меру исключили .

Будет ли индексация работающим пенсионерам в 2018 году?

Индексация пенсий в 2018 году в России будет проведена только для тех, кто уже на пенсии . Возобновление в 2018 году не планируется.

Как отметил глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов , это связано с ростом реальных зарплат в стране , который будет продолжаться в 2018 году и который будет превышать инфляцию в стране. В связи с этим, по мнению Минфина, у есть больше возможностей для повышения своих доходов в 2018 году, чем у неработающих. При этом в очередной раз было отмечено, что все пропущенные индексации за время продолжения пенсионерами трудовой деятельности будут проведены сразу, как только они прекратят работать . А до тех пор им будет полагаться только , проводимый ежегодно с 1 августа в размере, не превышающем 3 пенсионных баллов, согласно уплаченным .

Таким образом, пока в 2018 году по работающим пенсионерам предусматривается сохранение , который действовал в 2016 и 2017 годах. Однако вернуться к обсуждению этого вопроса еще весной предлагал премьер-министр Дмитрий Медведев. В связи с этим 18 сентября вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец предложила провести по этому вопросу еще одно отдельное совещание с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Повышение социальной пенсии в 2018 году

Нетрудоспособным гражданам в соответствии со ст. 25 федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» индексируются пропорционально повышению величины прожиточного минимума пенсионерам за прошедший год. Коэффициент индексации определяется в марте непосредственно перед ее проведением и утверждается отдельным Постановлением Правительства.

В связи с этим сейчас процент повышения социальных пенсий можно назвать очень ориентировочно. Как сообщил 18 сентября глава Минтруда Максим Топилин , их индексация с 1 апреля 2018 года запланирована ориентировочно на уровне 4,1% (прогноз).

В пенсионной системе России в 2018 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров.

Повышение пенсий и социальных выплат

Несмотря на то, что страховые пенсии увеличиваются на уровень фактической инфляции за прошлый год, в 2018 году пенсии выросли выше уровня инфляции 2017 года. Уже с 1 января, а не с февраля, как было раньше, страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличились на 3,7%. Размер фиксированной выплаты после индексации составляет 4 982,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - 81,49 рубля. В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырос до 14 075 рублей, у неработающих пенсионеров - до 14 329 рублей.

С 1 февраля на 2,5% проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают федеральные льготники.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, будут повышены с 1 апреля.

У пенсионеров, которые работали в 2017 году, в августе 2018 года вырастут страховые пенсии - ПФР проведет традиционную беззаявительную корректировку страховых пенсий.

При этом, как и раньше, в 2018 году в России не будет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня ПМП.

Все расходы по социальным и пенсионным обязательствам Пенсионного фонда финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.

Назначение пенсий

По пенсионной формуле, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию по старости в 2018 году необходимо иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2018 году, составляет 8,7.

Ожидаемый период выплаты при расчете накопительной пенсии в 2018 году составляет 246 месяцев. Этот параметр используется только для определения размера накопительной пенсии, сама же выплата пенсии - пожизненная.

Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выходя из дома - заявления о назначении пенсии можно подавать через Личный кабинет гражданина или портал госуслуг , там же можно изменить доставщика пенсии.

Как и раньше, основной вид пенсии в России в 2018 году - страховая пенсия. Численность ее получателей в 2018 году - 40,35 млн человек. Еще 4 млн человек - получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Новый вид пенсии

С 2018 года в России введен новый вид пенсии - социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Причиной появления нового вида пенсии стало то, что дети, родители которых неизвестны, или, проще говоря, «подкидыши», были изначально поставлены в неравное материальное положение по сравнению с детьми-сиротами - поскольку не имели права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.

По предварительным данным эта пенсия может быть установлена порядка четырем тысячам «подкидышей».

Возобновление индексации пенсии после увольнения

Напомним, с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета проводимых индексаций. Когда пенсионер трудовую деятельность прекращает, он начинает получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы.

В 2016 и 2017 году возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты в полном размере происходило спустя три месяца с даты увольнения. В 2018 году эта процедура тоже занимает три месяца, но они будут пенсионеру компенсированы.

Выплата полного размера пенсии будет реализована следующим образом. К примеру, пенсионер уволился с работы в марте. В апреле в ПФР поступит отчетность от работодателя с указанием того, что пенсионер еще числится работающим. В мае ПФР получит отчетность за апрель, в которой пенсионер работающим уже не числится. В июне ПФР примет решение о возобновлении индексации, и в июле пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца - апрель, май, июнь. То есть пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.

Формирование пенсионных накоплений

Мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2018 год. В очередной раз напомним - это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6% страховых взносов, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, направляются на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, участвуют в формировании пенсии в полном объеме.

Мораторий никак не влияет на возможность перевода пенсионных накоплений в управляющие компании или из одного пенсионного фонда в другой по желанию гражданина. Но нужно помнить, что менять пенсионный фонд чаще раза в пять лет невыгодно, так как этот шаг уменьшает накопленный инвестиционный доход.

Итоги переходной кампании за 2017 год по переводу пенсионных накоплений как всегда будут подведены к концу I квартала 2018 года.

Материнский капитал

В программу материнского капитала с 2018 года внесен ряд значимых дополнений.

Во-первых, семьи с низким доходом, в которых с 1 января 2018 года появится второй ребенок, смогут получать ежемесячную выплату из средств материнского капитала. Под низким доходом семьи понимается доход, который не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. Размер выплаты тоже зависит от региона - он равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ за II квартал предшествующего года. Если семья обращается за выплатой в 2018 году, ее размер составит прожиточный минимум для детей за II квартал 2017 года.

Во-вторых, снят трехлетний мораторий на распоряжение материнским капиталом на дошкольное образование детей.

Возможность вступления в программу материнского капитала продлена до 31 декабря 2021 года. То есть для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2021 года. При этом само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.

Остальные направления использования материнского капитала остаются теми же: улучшение жилищных условий, оплата образовательных услуг для детей, формирование будущей пенсии мамы и оплата товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Подать заявление на получение сертификата и распоряжение его средствами можно через Личный кабинет гражданина или портал госуслуг .

Размер материнского капитала в 2018 году составляет 453 тыс. рублей.

Электронные сервисы ПФР

Клиентские службы Пенсионного фонда всегда готовы принять всех желающих, но ПФР сделал так, что сегодня большинство его услуг можно получить через интернет - не выходя из дома. Цель ПФР - чтобы людям вообще не надо было приходить в клиентские службы для подачи заявления на госуслугу ПФР.

Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд сегодня предоставляет в электронном виде, объединены в портал на сайте Пенсионного фонда - . Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, нужно быть зарегистрированным на едином портале государственных услуг gosuslugi.ru . Дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется.

Также рядом услуг Пенсионного фонда можно воспользоваться через бесплатное приложение ПФР для смартфонов, доступное для платформ iOS и Android .

В 2018 году Пенсионный фонд продолжит расширять услуги в электронной форме, поэтому перед походом в ПФР все же зайдите на сайт Фонда - с большой долей вероятности вы сможете решить свой вопрос не выходя из дома.

Если вы еще не зарегистрированы на едином портале госуслуг, то с регистрацией вам также помогут в клиентской службе ПФР. Практически во всех клиентских офисах ПФР можно подтвердить свою учетную запись на портале госуслуг.

Ожидаемый спад экономического кризиса в 2018 году повлечет за собой ряд изменений, которые коснутся и пенсионного фонда. ПФР в 2018 году ожидает увеличение доходной части, но даже это явление не сможет покрыть расходы, суммы которых чиновники уже определили в бюджете этой организации на 2017-2019 годы.

Что же касается нововведений, то первым из них станет единая ставка страховых взносов в ПФР, которая будет высчитываться со всей заработной платы. Кроме того, поговаривают, что в 2018 году для неработающих граждан станут меньше прожиточного минимума.

Антон Силуанов, действующий глава Министерства финансов РФ, объявил, что с приходом 2017 года страна начнет готовиться к масштабной пенсионной реформе, которая продлится и в 2018 году. Судя по его заявлениям, эта система позволит “разморозить” накопительные пенсии, при этом, принесет с собой некоторые изменения.

Уже с будущего финансового года граждане РФ сами смогут решать, какой процент они готовы отчислить на будущую пенсию, без учета 22%, которые обязан отчислять за них работодатель. Силуанов отметил, что по выходу на пенсию россияне смогут рассчитывать на выплату в размере 14 тысяч рублей, однако те, кто желает получать больше, должны предусматривать дополнительные траты со своей стороны во время трудовой деятельности.

Скорее всего, граждане обязаны будут проводить отчисления в свой личный “капитал”: специальный счет в коммерческих банках или НПФ – надежных организациях, защищенных теми же средствами, что и сегодняшние вклады. Возможно, чиновники намекают на систему страхования вкладов АСВ, которая нынче действует в стране.

Как только человек достигнет установленного порогового значения, он сможет снимать часть и тратить деньги на лечение, а часть средств завещать.

Учитывая все плюсы данной системы, Минфин уверен, что с каждый годом все больше граждан присоединится к ней. Исходя из заявлений представителей ведомственной организации сделанных ранее, схема, по которой будет действовать система, выглядит следующим образом:

  1. В первый год внедрения из заработной платы россиян будет удерживаться 1% на их пенсионные счета.
  2. Начиная со второго и последующего года, процентная ставка возрастет с 2% до 6%.

Отметим, что эти 6% (их можно будет сокращать или вовсе отказаться) помогут государству софинансировать расходы, а также значительно снизить взнос в ПФР.

Бюджет ПФР на 2018 год

Совсем недавно правительство России рассматривало законопроект бюджета ПФР на 2017 год и на плановые 2018-2019 годы. Уже в первом чтении проект бюджета был утвержден.

Исходя из этого документа, прогнозируемый доход в ПФР на 2018 года составит 8,53 трлн. рублей, в то время, когда расходы из ПФР будут приближаться к отметке в 9 трлн. рублей. Прогнозируемый дефицит бюджета в 2018 году составит 196,7 млрд. рублей. Этот дефицит чиновники намерены перекрывать трансфертами из государственного бюджета.

Тариф социальных взносов в Пенсионный фонд РФ

Во втором и третьем чтении депутатами Госдумы был принят законопроект, который позволит сохранить тариф страховых взносов во внебюджетные фонды на уровне ставки 2015-2017 годов.

Основная масса плательщиков страховых взносов продолжит отчислять 30%: на ПФ – 22%, соцстрах – 2,9%, федеральный фонд обязательного мед. страхования – 5,1%. В том случае, когда налоговая база на одно физическое лицо больше предельной базы для начисления страховых взносов – 624 тыс. рублей за месяц, то работодателю придется заплатить дополнительно 10% от превышающей суммы в бюджет ПФР.

В Госдуме считают, что такая политика сумеет “поддержать тариф страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки”, а именно это и предусмотрено Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы России.

Что будет с социальными пенсиями?

Размер пенсии, а в частности, его соотношение с прожиточным минимумом, начнет резко снижаться в 2017-2019 годах. Что касается, социальных пенсионных выплат, то уже в будущем году они окажутся ниже прожиточного минимума — пенсия по старости уменьшится на 12,5%.

Уровень достатка отечественных пенсионеров оказывается под угрозой. Глава ПФ Антон Дроздов заявил в своем докладе, что на протяжении ближайших трех лет, несмотря на индексацию и рост пенсий в абсолютном значении по отношению к прожиточному минимуму они упадут на 12,5%. В то же время социальные пенсии вообще окажутся “ниже планки”, необходимой для выживания в современной России.

Отметим, что прожиточный минимум для пенсионеров устанавливается ежегодно правительством после исследования потребительской корзины и статистических данных по инфляции стоимости продуктов питания и непродовольственных товаров. В каждом регионе администрация устанавливает свой прожиточный минимум для пенсионеров, исходя из закона о федеральном бюджете.

В 2018 году прогнозируемый размер пенсии по старости составит 14 045 рублей (прожиточный минимум 9364 рубля), а социальная пенсия будет составлять лишь 97,8% от будущего прожиточного минимума, а именно 9159 рублей.

В наступающем 2018 году правительством обозначены масштабные преобразования в пенсионной сфере. Основная цель реорганизации системы ПФР заключается в создании условий для устранения дефицита и стабилизации бюджета фонда.

Реформа предполагает участие в ней всех работающих соотечественников. По этой причине планируемые изменения в той или иной мере коснутся каждого россиянина.

Какие изменения ожидаются в 2018 году

По убеждению Минфина, растущий дефицит в бюджете ПФР вызван неэффективностью существующей пенсионной системы. В последние годы расходы фонда стабильно превышают его доходы.

Реформирование позволит изыскать новые ресурсы для решения серьезных проблем в данной сфере. В частности, обсуждается возможность следующих преобразований:

Корректировка пенсионного возраста. Россияне смогут рассчитывать на заслуженный отдых только по достижении 63-65 лет. Эта вынужденная мера будет внедряться поэтапно и, по мнению экономического блока, служит гарантией баланса будущего бюджета страны.

Изменение критериев для досрочного выхода на пенсию. Чиновники предлагают исключить из этой категории рабочих, задействованных в опасных вредных производствах.

Работникам медицинской сферы и народного образования (врачам, учителям) также не стоит рассчитывать на досрочное получение пенсионного удостоверения. Реформаторы предлагают увеличить срок льготного стажа их трудовой деятельности.

Минфин склоняется к тому, что размеры пенсионных выплат для работающих пенсионеров не будут индексироваться. Поскольку они имеют альтернативные источники доходов, то на повышение пенсионных выплат им не приходиться рассчитывать.

Замена накопительных пенсий системой ИПК (индивидуального пенсионного капитала).

По этой схеме каждый россиянин имеет возможность заблаговременно позаботиться о размере будущей пенсии за счет дополнительных взносов (от 1 до 6 и более процентов).

Добровольцам предлагается открыть счет в НПФ или любом банке и перечислять на него часть своих доходов. По достижении определенного возраста накопления можно снять или завещать потомкам.

Предложение носит добровольный характер и остается на личное усмотрение каждого россиянина. Граждане имеют право принять или отказаться от участия в системе ИПК.

Детали системы ИПК должны быть согласованы между ПФР, ФНС и банковскими структурами. Схему формирования собственного накопительного капитала обещают сделать максимально привлекательной для всех категорий граждан. Работодателям также предлагается принять участие в софинансировании пенсий и получить за это определенные льготы.

Бюджет ПФ России на 2018 год

В последние годы наблюдается четкая тенденция дефицита бюджета ПФР. Растущее количество пенсионеров на одного работающего россиянина неизбежно усиливает разницу между доходами и расходами в пенсионной системе.

В уходящем 2017 году дефицит бюджета уже достиг 220 млрд рублей. По мнению экспертов, повышение доходов в 2018 году в некоторой степени сократит этот показатель до 196 млрд рублей. Если все планируемые реформы будут реализованы, то Минфин рассчитывает стабилизировать бюджет ПФР. Средствами для покрытия дефицита послужат государственные субсидии.

Размер социальных взносов в ПФ РФ

После обсуждения в Госдуме право на существование получил законопроект о страховых взносах. Тарифы сохраняются прежними и остаются на уровне 2017 года.

Работодатель обязуется выплачивать в казну внебюджетных фондов 30%, из которых:

22% отчисляются ПФ;

2,9% на нужды социального страхования;

5,1% обеспечивают обязательное медицинское страхование.

Предусмотрены выплаты в размере до 10% в ПФР, если показатель налоговой базы физического лица ежемесячно превышает 624 тыс.руб.

Такая система страховых взносов не противоречит принятой ранее Стратегии развития в долгосрочной перспективе пенсионной сферы РФ.

По мнению чиновников, тарифы социальных взносов поддерживаются на уровне приемлемых показателей и создают оптимальную страховую нагрузку для работодателей.

Изменение социальных пенсий. Последние новости

Реформы ПФР в 2018 году не смогут изменить показатель пенсионных выплат в сторону кардинального повышения. Как ожидается, Минфином предусмотрена индексация пенсии в среднем на 4-5%. На фоне прогнозируемого снижения инфляции и экономического роста планируется довести размер пенсии по старости до 14 045 руб.

Ожидаемые от реформы ПФР изменения призваны решить множество назревших проблем в пенсионной сфере. Однако это никак не отразится на социальных выплатах. Показатель прожиточного минимума в РФ, по мнению чиновников, составит 9364 руб.

Предполагается, что размеры социальной пенсии не превысят 9159 руб. Тем не менее, Минфин настроен оптимистично и уверен, что уровню достатка отечественных пенсионеров не угрожают никакие опасности.

Насколько эффективной будет реформа ПФ России и оправдает ожидания россиян, покажет грядущий «не за горами» 2018 год.

В 2018 году правительство планирует обсудить преобразование Пенсионного фонда в публично-правовую компанию - с возможностью инвестировать свободные деньги и копить резервы. К управлению фондом привлекут работодателей и профсоюзы

Председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов (Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости)

В правительстве обсуждают возможность преобразования Пенсионного фонда России (ПФР) в публично-правовую компанию, сообщили РБК три человека, знакомых с ходом обсуждения. На первом этапе предлагается создать орган управления ПФР на трехсторонней основе — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей.

Новый правовой статус позволил бы ПФР стать более независимым от бюджета, дал бы возможность наращивать резервы и размещать их в активах компаний для получения дополнительной прибыли, поясняют эксперты, опрошенные РБК. Правительство начнет обсуждение законопроекта, уточняющего правовой статус ПФР, осенью 2018 года (это, как и налоговый маневр и система , уже будут вопросы для следующего правительства). Против большей самостоятельности Пенсионного фонда выступает финансово-экономический блок, пояснил РБК источник в аппарате правительства.

Что такое публично-правовая компания?

Возможность предоставления Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании (которых в России пока практически нет) начала обсуждаться министерствами совместно с социальными партнерами примерно год назад, говорит источник, знакомый с ходом обсуждения.

Закон «О публично-правовых компаниях» (ППК), подписанный президентом в июле 2016 года, определяет единые правила создания и деятельности госкорпораций и госкомпаний. «Госкорпорации стали размножаться, и под каждую из них был написан отдельный федеральный закон. Появилась потребность в том, чтобы подвести под них единообразную базу. Условно говоря, чтобы каждая госкорпорация функционировала на едином фундаменте с другой госкорпорацией», — пояснил РБК партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.

В публично-правовые компании должны были быть реорганизованы все госкорпорации и госкомпании, за исключением Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, «Ростеха», «Росатома» и «Роскосмоса», говорит руководитель направления «коммерческие споры» юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. Как следует из закона, публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. «ППК могут выполнять более широкой спектр задач, нежели госкорпорации или госкомпании, которым присуще часто ненадлежащее правовое регулирование деятельности», — добавляет адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко.

ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета/вклада, создавать коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Согласно порталу проверки контрагентов egrul.nalog.ru, сейчас существует только одна публично-правовая компания — «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». По мнению Литвиненко, публично-правовая компания является скорее декларативной, нежели реально используемой и работающей на практике правовой формой.

Преобразование ПФР

«Год назад примерно было принято решение о проработке вопроса о возможности регулирования статуса ПФР, основываясь на нормах федерального закона о публично-правовых компаниях; финальной версии [законопроекта] до сих пор нет. Обсуждения продолжаются между Минтрудом, Минфином, Минэкономразвития, профсоюзами и организациями работодателей», — сообщил собеседник РБК, знакомый с ходом обсуждения.

Идея статуса ППК для Пенсионного фонда обсуждается «как один из вариантов», подтверждает председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, но в первую очередь, по его словам, важно ввести управление фондом на трехсторонней основе — с участием государства, представителей организаций профсоюзов и работодателей.

«Нельзя однозначно сказать, плохо это (преобразование ПФР в публично-правовую компанию. — РБК ) или хорошо, там есть плюсы и минусы, но в любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя, а дальше форму выбирать — публично-правовую компанию или в виде акционерного общества, об этом, собственно, сейчас идет разговор. Есть сторонники одного варианта, есть сторонники второго варианта. Решения еще нет», — сказал РБК Шмаков. Он подчеркнул, что участвующие в обсуждении стороны не могут договориться и выстроить такую конструкцию, которая бы всех удовлетворяла и была работоспособной.

Обсуждение преобразования ПФР в публично-правовую компанию продолжается, сказал РБК президент РСПП Александр Шохин. Он согласен со Шмаковым: на первом этапе управление ПФР можно перевести на трехстороннюю основу.

Законопроект о трехстороннем управлении был подготовлен Пенсионным фондом, но не смог выйти за пределы межведомственного согласования, сообщил РБК председатель ПФР Антон Дроздов. «Была идея сформировать орган управления фондом над исполнительным органом в виде системы на основе трех сторон: представители работников, работодателей и государства. Такой законопроект мы несколько лет назад подготовили, но потом появились разные предложения (как раз вот этих сторон) о том, чтобы фонд имел большую самостоятельность и большую автономность от бюджета в части страховых взносов. И здесь стали возникать сложности, поскольку появились вопросы права собственности на эти взносы и так далее. Нам пока не удалось договориться в том числе с этими сторонами о всех нюансах этого разделения, поэтому дискуссия продолжится в следующем году», — сказал Дроздов.

«Основной вопрос — насколько будет жизнеспособна такая (трехсторонняя) система», — отмечает заведующая лабораторией исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы РАНХиГС Елена Гришина. «Основная особенность нашей страны — в том, что в отличие от других стран у нас достаточно слабые профсоюзы, поэтому вопрос в том, насколько профсоюзы смогут отстаивать права работников», — говорит эксперт.

С другой стороны, влияние работодателей может заключаться в том, что они, например, могут говорить о снижении нагрузки на бизнес, снижении взносов, а работники, напротив, должны быть заинтересованы в том, чтобы их пенсионный капитал был больше, добавляет Гришина.


Фото: Александр Колбасов / ТАСС

Пенсионный фонд без единого статуса

Положение о Пенсионном фонде утверждено постановлением Верховного совета РСФСР в декабре 1991 года. В нем фонд был определен самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор и аккумуляция страховых взносов, контроль над поступлением и расходованием средств).

В 2001 году Конституционный суд указал, что ПФР выполняет, по сути, функции страховщика, то есть управляет средствами обязательного пенсионного страхования (ОПС) и обеспечивает назначение и выплату пенсий — следовательно, наделен публично-властными полномочиями. Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в декабре 2001 года установил, что ПФР является страховщиком по ОПС, и определил его организационно-правовую форму как госучреждение. Позднее, в 2009 году, закон о страховых взносах во внебюджетные фонды наделил Пенсионный фонд функциями по контролю и надзору за уплатой социальных взносов. Впоследствии было принято 18 регламентов по предоставлению ПФР госуслуг.

Таким образом, у Пенсионного фонда нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство в марте 2014 года, следует из плана-графика реализации стратегии развития пенсионной системы. В декабре 2017 года правительство отложило обсуждение правого статуса Пенсионного фонда до октября 2018 года. В Минтруде РБК объяснили перенос сроков «существующими разногласиями по самим подходам к решению этого вопроса».

Договориться пока не удалось

Обсуждение законопроекта о статусе Пенсионного фонда отложено на 2018 год в связи с разногласиями в правительстве, финансово-экономический блок выступает против большей независимости ПФР, сказал РБК источник в аппарате правительства.

Предоставление Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании позволит ему начать формировать и накапливать резервы, полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. «Пенсионный фонд приобретает большие возможности действовать независимо от государства. Все равно государство извлечь из этого процесса невозможно, но в данном случае фонд становится более независимым, имеет право размещать свои резервы, наращивать их. Везде в мире одним из источников преодоления демографических волн, экономических кризисов является формирование резервов и размещение их в активах компаний, в том числе зарубежных, чтобы получать дополнительную прибыль», — считает Сафонов.

Сейчас Пенсионный фонд не накапливает резервы, отметил замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. «Резервов у Пенсионного фонда сейчас нет, есть переходящие остатки. Все, что собирает ПФР, все и выплачивает», — указал Горлин.

Против предоставления ПФР статуса публично-правовой компании выступает Минфин, утверждает Сафонов. «Придание Пенсионному фонду такого юридического статуса означает, что нельзя будет перебрасывать, тратить средства фонда на нецелевые задачи, нельзя будет изымать резервы, что не очень нравится Минфину», — замечает эксперт. По его словам, Минфин пытается рассматривать средства, находящиеся в ПФР, как «средства единого бюджета, что позволяет ему более гибко тратить имеющиеся ресурсы, закрывать какие-то дыры».

Пресс-службы Минфина и Минэкономразвития переадресовали запрос РБК в Минтруд. В Минтруде сообщили, что говорить о какой-то конкретной организационно-правовой форме для Пенсионного фонда пока рано. В аппарате вице-премьера Ольги Голодец на момент публикации не ответили.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...