НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возрастаТема: «Малыши в мире природы. Конспект нод в старшей группе по познавательному развитию этап

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

Конспект НОД по познавательному развитию

на тему: «Пробуждение весны»

Выполнила:

воспитатель 1 кв.кат.

Козлова С.В.

г. Арзамас 2016 г.

Цель : формирование представлений детей о весне.

Задачи:

1)Образовательные – способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.

2) Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач; содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.

3) Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.

Методические приемы : этюд «Назовите ласково друг друга по имени», сюрпризный момент - письмо из леса от Старичка-Лесовичка; мотивация – «Помочь Старичку-Лесовичку разбудить лес, так как наступила весна»; беседа «Признаки весны»; рассказ воспитателя, «Как образуется сосулька»; загадки о весне, сосульке, ручейке; игра с мячом «Опиши весну»; чтение стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…»; игра «Что лишнее?», музыкальное сопровождение – А.Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели, щебетание птиц; экспериментальная деятельность «Что происходит с сосулькой в теплых условиях»; физкультминутка «Мишка»; художественное творчество (рисование цветными карандашами) – «Листья на деревьях».

Средства : классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели и щебетания птиц, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, конверт с письмом; металлический поднос; мольберт; альбомный лист (по количеству детей), цветные карандаши (по количеству детей), мяч, контейнеры с сосулькой (по количеству детей).

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».

Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.

Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна».

Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».

Ход образовательной деятельности

Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро? (Ответы детей )

Да, сегодня воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей )

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в сказочный природный мир. Прежде чем начать наше путешествие, давайте встанем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться в путешествие.

Итак, сегодня мы совершим путешествие и отправимся в гости. А к кому вы узнаете, отгадав загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, сегодня мы отправимся в гости к весне.

Весна – это переход от зимы к лету. Солнце ярко светит и припекает. Сегодня старичок-лесовичок прислал нам письмо из леса. Сейчас мы посмотрим, что в нём. «Дорогие ребята. Произошла беда. Весна уже наступила, а лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить зверей, птиц, землю».

Ребята, на чем мы отправимся в лес? (ответы детей )

Я предлагаю отправиться в лес на ковре-самолете. Полетели (дети садятся на ковер и слушают музыку ).

Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Весна» (1 минута) .

Ребята, какие эмоции у вас возникли при прослушивании этого музыкального произведения? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение

Уж тает снег...

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

(Алексей Плещеев)

Ребята, о каких признаках весны вы услышали в стихотворении? (ответы детей )

А какие еще признаки весны вы знаете? (ответы детей )

Ребята, давайте порадуем весну красивыми словами. Поиграем в игру «Опиши весну». Я буду кидать вам мяч, а вы опишите мне, какая же она – весна (ответы детей ).

Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей )

Сейчас у нас конец марта. Скажите мне, какие изменения в природе произошли к этому периоду (ответы детей )

Вот мы и прилетели в весенний лес.

Как же мы с вами сможем помочь весне? Что нужно, что бы снег начал таять? (разбудим солнышко). Давайте разбудим солнышко, а помогут нам в этом, угадайте кто?

Звучат звуки капели.

Растут они вниз головой
И звонко плачут лишь весной.

Что это? (сосульки)

Правильно, сосульки

Когда сосульки плачут,
Мы слышим целый день
Веселую и звонкую
Весеннюю капель.

Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела много сосулек и решила вам их показать. (Раздаёт каждому ребёнку контейнер с сосулькой. Предлагает потрогать сосульку и сказать, какая она ).

Ребята, потрогайте ее, какая она? (ответы детей)

А теперь посмотрите на сосульку, какая она? (Ответы детей)

Давайте посмотрим, как образуется сосулька.

Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.

Дети с воспитателем делают вывод, что сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.

Что будет происходить, если поднять сосульку над ладошкой? (ответы детей )

Правильно, сосулька начинает капать. Почему? (ответы детей )

Итак, сосулька начинает таять и превращаться в воду, так как находится в теплых условиях.

Если расположить сосульку над металлическим подносом, то мы услышим звуки капели. (Воспитатель с детьми держат сосульки над металлическим подносом )

Сосульки капает, звенит капель, солнышко проснулось.

Воспитатель читает загадку

Сияет солнце спозаранку
Снег темный сделался, намок
И распевая звонко песни
Бежит веселый…. (ручеек).

Правильно, ручеек. Солнце светит ярче. От весеннего тепла снег растаял, и побежали, зажурчали, проснулись ручейки.

Какие бывают ручьи? Что они делают? (Ответы детей ).

Ребята, а какие звери живут в лесу? Что с ними происходит весной? (ответы детей). Давайте разбудим медведя, выполним физкультминутку.

Физкультминутка «Мишка» (2 раза)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (
наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот )
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся. (
Дети садятся ).

Ребята, а знаете ли вы, какие первые весенние цветы появляются? (Ответы детей ) Давайте и их разбудим.

Да, конечно. Весной их очень много появляется на проталинках. Цветки мать-и-мачехи, подснежника, гусиные лапки, ландыши. Они радуют глаза людей весной своими цветками.

А теперь поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее?». (Воспитатель показывает картинки на слайде (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, кактус)).

Ребята, что тут лишнее? Как вы думаете и почему? (ответы детей )

Но не всех мы еще разбудили в лесу.

Звучит музыка, слышится щебетание птиц.

– Ребята, вы слышите эти звуки?

– Посмотрите! К нам птицы прилетели! Какие птицы прилетели к нам из теплых стран (ответы детей )

Вроде всех мы разбудили, но чего-то в лесу не хватает. Как вы думаете, чего? (ответы детей)

Правильно, не хватает листьев у деревьев. Давайте нарисуем их.

(Воспитатель раздает детям альбомный лист с нарисованным деревом без листьев. Дети рисуют листья на деревьях на альбомном листе карандашами . По окончании работы дети размещают свои работы на мольберте)

Вот мы и помогли старичку – лесовичку разбудить лес и совершили увлекательное путешествие в мир весны. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в гостях у старичка-лесовичка? Как мы помогли старичку-лесовичку? (ответы детей)

А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

Мы прилетели обратно в наш детский сад.

В каждом человеке прячется весна,

Если ты печальный - значит, спит она.

Если ты бежишь, смеясь, босяком по лужам –

Это, значит, в вас весна вылезла наружу!

И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного весеннего настроения.


Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.

Задачи:

Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.

Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: Отгадывание загадок, индивидуальные занятия дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Дорисуй».

Демонстрационный материал: Лепестки семи цветов, вагончики разной длины, вазы для цветов, цветы, мяч, сундучок.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, конверты с набором цифр, карточки для графического диктанта, конверт с набором Цветиков –Семицветиков.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Дети: Это Цветик-Семицветик.

Воспитатель: Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей).

Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы (ответы детей)

Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться.

Ума, разума набраться,

Лепестки все отыскать,

Чтоб желанье загадать.

А на чём мы отправимся - отгадайте загадку.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились

И помчались в путь – далёк,

Лишь оставили гудок.

Дети: Это поезд.

Воспитатель: Правильно, это поезд. Давайте приготовим наш поезд и оправимся в путь. Вот перед вами вагоны, их необходимо расставить от самого короткого до самого длинного.

Сколько всего вагонов у поезда?

Каким по порядку стоит голубой?

Вагон, какого цвета, стоит между красным и жёлтым?

Каким по порядку стоит зелёный вагон?

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. А теперь пора отправляться в путь.

Вправо-влево посмотри,

Что увидишь – назови!

Всё в пути случиться может

Надо быть внимательным.

Всё у нас получится,

Будет замечательно!

Воспитатель: Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета.

Вагончики весёлые

Бегут, бегут, бегут.

Их круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук.

Дыхательная гимнастика. Дети произносят звук - ту-туууууууууууу

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Я предлагаю вам, сорвать по три цветка и поставить в вазы такое количество цветов, какое число написано на вазе.

(Дети собирают цветы и ставят в вазы, замечают среди цветов оранжевый лепесток)

Дети: Посмотрите, вот ещё один лепесток – оранжевый.

Воспитатель: Здорово ребята, у нас уже два лепестка.

Вот болотце на пути

Тут ребятам не пройти!

Надо мост построить нам,

Чтоб проехали мы там.

Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур»

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые детям необходимо разложить. Дети располагают свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост». У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки.


Дети строят мост и находят третий – жёлтый лепесток.

Воспитатель: Дети, что-то ветер опять начинает дуть.

Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее

Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй.

Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови»

Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.

Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)

Солнце светит днём. А луна….(ночью)

Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)

Какой сегодня день недели? (Среда)

Какой день недели был вчера? (Вторник)

Как называется первый рабочий день? (Понедельник)

Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

Воспитатель: Дети посмотрите, пока мы играли, ветер нам принёс ещё один лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток зелёного цвета.

Воспитатель: Ой, слышите, кто-то спорит. Да это же зайки, у каждого из них номер и им надо стать по порядку. Они никак не могут разобраться.

Дети, вы сможете им помочь? (Ответы детей)

Каждый ребёнок получает конверт с набором зайчиков с номерами от 1 до 10 и на столе раскладывают их по порядку.

Беритесь, ребята, скорей за работу –


В одном из конвертов дети находят ещё один лепесток голубого цвета.

Воспитатель: Дети, кто посчитает, сколько лепестков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли пять лепестков.

Воспитатель: А сколько всего лепестков у Цветика – Семицветика?

Дети: У Цветика – Семицветика всего семь лепестков.

Воспитатель: Так сколько ещё нам надо найти лепестков?

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.

Посмотрите, как на этой полянке весело, сколько там зверей, птиц и насекомых.

Тут затеи, и задачи, игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем вам удачи – за работу, в добрый час!

Математические загадки.

Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял.

Сколько морковок у зайца осталось? (4)

В сад девять пчёлок прилете

Одна из них на клумбу села,

Все остальные через сад

К себе на пасеку спешат.

Так сколько ж пчёл летит из сада?

Три зайчонка, пять ежат

Сколько малышей в саду?(8)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело? (7)

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток. Он прилетел на эту поляну.Какого он цвета.

Дети: Лепесток синего цвета.

Воспитатель: Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает.

Дети: Нам не хватает одного лепестка, фиолетового.

Воспитатель: Дети посмотрите, а здесь ещё какой –то сундучок. Как же его нам открыть?

Дети: Надо найти ключ и открыть сундучок.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу вам не тая –

Руки всем нужны друзья.

Графический диктант «Ключик»

8 клеточек вправо, 2 – вверх, 4 – вправо, 5 – вниз, 4 – влево, 2 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.

Воспитатель: Вот и ключик отыскали, можем сундучок открыть.

Дети открывают сундучок и находят там последний фиолетовый лепесток.

Они складывают из всех лепестков Цветик – Семицветик.

Воспитатель : Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Посмотрите, здесь в сундучке лежит, ещё какой – то конверт, что там может быть?

Дети достают конверт и находят там на каждого ребёнка по волшебному цветку. Теперь у каждого из вас есть Цветик – Семицветик, вы сможете загадать свои заветные желания.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)

Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.

«Наши зеленые друзья»

конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей подготовительной к школе группы

воспитатель БДОУ МО Динской район

« Детский сад №37»

Цель:

Систематизация представлений о лесе как об экосистеме.

Программные задачи:

1. Воспитательные:

Формировать доброжелательность, чуткое и бережное отношение к окружающему нас миру, умение воспринимать красоту природы, желание прийти на помощь.

2. Развивающие:

Развивать умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами;

Поощрять инициативу, индивидуальность каждого ребенка, умение нестандартно мыслить, работать коллективно;

Развивать память, внимание, воображение, творческие способности, умение рассуждать.

3. Образовательные:

Уточнить представления детей о необходимых условиях жизни на Земле;

Расширить знания детей о лекарственных растениях;

Обратить внимание детей на то, что природа - источник не только красоты, но и пользы;

Познакомить детей с водными растениями;

Учить детей делать простейшие опыты;

Дать представление о том, что чистый воздух необходим для здоровья человека, в процессе опытнической деятельности подвести детей к выводу о выделении растениями кислорода на свету;

Закрепить правила поведения в лесу.

4. Оздоровительные:

Укреплять мышцы дыхательной системы;

Вырабатывать правильное ритмичное дыхание;

Развивать физические, личностные и интеллектуальные качества.

Интеграция образовательных областей:

-"Социально-коммуникативное развитие",

-"Познавательное развитие",

-"Речевое развитие",

-"Художественно-эстетическое развитие",

-"Физическое развитие".

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций и картин леса, чтение стихотворений, рассказов о природе, разгадывание загадок, повторение правил поведения в лесу;

беседы: «Важность лекарственных растений ни с чем несравнима», «Растения на суше и в воде»;

Материалы и оборудование:

ноутбук, мультимедийная установка, презентация, музыкальная подборка, мешочки с лекарственными травами, банка с холодной водой, настольная лампа, роголистник(водное растение), шкатулка с секретом, картина леса, мнемотаблицы

Ход образовательной деятельности:

Содержание работы

Примечания

I. Организационный момент

Ребята, сегодня утром я проверяла электронную почту и увидела необычное письмо со знаком sos . Вы знаете, что обозначает этот знак?

Правильно, этот знак обозначает, что кому-то срочно нужна помощь! Сейчас я открою письмо, и мы узнаем, кто же попал в беду. Просят о помощи жители леса. Плохие люди уничтожают лес, вырубают деревья,топчут траву, засоряют поляны.

Что будем делать?

Я думаю, что надо нам разобраться, чем полезны леса и как мы можем помочь лесным жителям.

Соберемся дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вдохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту природы, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к Другу.

Захожу в группу с ноутбуком.

Ответы детей.

Ответы детей.

Обобщаю ответы.

Звучит тихая музыка, читаю стихотворение (dohcolonoc.ru) , дети берутся за руки, становятся в круг;

дети делают вдохи и выдохи;

музыка останавливается, дети опускают руки.

II. Экологическое путешествие

1. Загадка

Послушайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

О каком зеленом друге говорится в загадке? (о лесе)

О каких ладошках идет речь? (о листьях)

А как вы думаете, без чего человек не может жить? (без еды, воды, воздуха.)

А что будет, если воздух исчезнет? (мы не сможем жить, дышать)

Давайте отправимся в лабораторию к профессору Знайкину и узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать ученым.

Читаю загадку детям (vospitatel.com.ua)

Дети отвечают на вопросы

Дети подходят к оборудованному столу, в это время я одеваю нарукавники, очки и шапочку Знайки

2. Эксперимент

Здравствуйте, ребята! Я рад вас приветствовать в своей лаборатории.

Для начала проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.

Что вы почувствовали? (нам нечем дышать)

Какой мы можем сделать вывод?

Без воздуха нет жизни. А как вы думаете, откуда берется свежий воздух? (его нам дают растения, листочки)

А кто-нибудь знает, чем мы дышим?

Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Откуда мы получаем кислород? (Кислород нам дают листочки деревьев и других растений). Листья - это самые настоящие фабрики кислорода, только необычные, без труб и без дыма. Как вы думаете, что необходимо растениям для жизни? (вода, свет, тепло, воздух, питание)

Верно, в листья по стеблю из почвы идет вода. Солнышко светит на листочки и под воздействием энергии света листья выделяют кислород. Растения тоже не могут жить без воздуха. Только они поглощают ту его часть, которую животные и люди выдыхают, то есть углекислый газ.

Включаю мультимедийную установку

Дети смотрят на экран

На экране появляется слайд №1

На экране появляется слайд №2

3. Опыт:

Хотите проверить, что растения дышат и под воздействием света выделяют кислород? (да)

Подойдите к столу, возьмем водное растение и поместим его в банку с холодной водой, банку поставим на хорошо освещенное место. Освещение мы создадим искусственным путем, свет лампочки заменит свет и тепло солнца. Видите ли вы, какие изменения произошли? (появились пузырьки)

Это пузырьки воздуха или кислород, которым дышат люди и животные.

Посмотрите, сколько кислорода дало маленькое растение.

Что надо сделать, чтобы было больше кислорода? Чем больше растений, тем воздух чище, дышать свободно и легко. Что мы с вами можем сделать, чтобы было много растений? Что надо делать, чтобы было много растений? (беречь и сажать леса, озеленять города, особенно те места, где много фабрик и заводов)

Теперь и вы знаете тайну образования кислорода. Я уверен, что вы будете бережно относиться ко всем растениям. Ведь если их не будет, не будет и нас.

Дети поворачиваются к столу Знайки

Подходят к столу, берут водное растение,помещают в банку с водой, ставят банку под настольную лампу, включают её

Обращаю внимание детей на происходящее в банке

Дети отходят от стола; я снимаю шапочку, очки и нарукавники

4. «Путешествие в лес»

Физминутка .

Дыхательная гимнастика

Ребята, давайте отправимся в лес на прогулку не за ягодами, не за грибами, а за удивительными чудесами. Вы хотите узнать новое о лесе?

(да)

Закройте глаза (звучит музыка). Раз, два, три - мы в лесу с тобой смотри. Путешествие начинается:

Мы в лес, словно в сказку,

Попали, друзья,

Возьмем с собой знанья:

Без них нам нельзя.

Нас ждут приключения,

Загадки, успех.

И сказка для всех.

Смотрите, волшебная тропика, пройдем по ней. Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем,

Мы присядем под кусток,

Чтобы отыскать грибок.

Встанем и потянем спинки.

Вновь шагаем по тропинке,

А теперь вращаем ручки,

Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперед-назад

Много-много раз подряд.

Приседаем ниже, глубже,

Как лягушка в теплой луже.

Прыг - и нету комара!

Вот веселая игра!

Отдохнули, порезвились

И остановились.

Посмотрите, на какую красивую поляну мы попали. Поудобнее рассаживайтесь на пенечки.

Я старичок-Лесовичок живу в лесу, за порядком слежу, лес оберегаю. В лесу много заветных тайн и чудес. А раскроет он их только тем, кто расскажет мне, как надо вести себя в природе. А помогут вам в этом напоминающие знаки. Объясните, о чем они говорят? (дети объясняют сюжет, изображенный на карточках) .

Вспомните, что растет на лесной поляне? (колокольчики, ландыши, лютики.)

Сколько много цветов вы знаете. Зачем лесу нужны цветы? Какая от них польза кроме запаха и красоты? (Д. люди любуются цветами, но цветут они вовсе не для людей, яркие краски и душистый аромат необходим и цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Цветы дают кров и пищу многим насекомым. Некоторых цветы кормят соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – и тем и другим. Цветочный нектар собирают пчелы, а потом получают из него душистый мед. А сколько маленьких насекомых живет в цветах!

Я расскажу вам какие еще растения можно увидеть на лесной полянке. Они появятся, если вы угадаете их по описанию.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Листья этого растения круглые и упругие, с прочными прожилками, не боятся вытаптывания. Его называют зеленым бинтом и прикладывают к царапинам и ссадинам. Что это за растение? (подорожник)

На листьях и стеблях этого растения есть особые волоски. Каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Но его листья богаты витаминами. Не бери его голыми руками - обожжешься. О каком это растении? (крапива)

Дидактическая игра «Угадай по запаху»

У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек. Понюхайте, подержите, название скажите, (мята)

А вот другой мешочек. Что в нем? (валериана)

А теперь посмотрите на это растение. Как оно называется? (ромашка)

Правильно, в народе его называют ромашкой, но у этого растения есть еще и другое название - поповник.

Повторите название растений, которые мы поместили на полянку, (крапива, подорожник, валериана, мята, поповник) Как одним словом назвать эти растения? (лекарственные)

Какие еще лекарственные растения вы знаете? (чабрец, тысячелистник, душица.)

Молодцы! Все эти растения надо беречь, если их бездумно рвать они могут пропасть. Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудились, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье.

Как прекрасно пахнут цветы на поляне. Давайте вдохнем их аромат. Люди которые научились правильно дышать меньше болеют. Я научу вас дышать правильно.

Упражнения будем выполнять стоя. Закрываем правую ноздрю большим пальцем и делаем медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнем через левую ноздрю. (5 раз)

Закрываем левую ноздрю указательным пальцем и также делаем вдох - выдох. (5 раз)

Делаем поворот головой вправо-влево и вдох носом шумно, выдох мягкий, через полуоткрытый рот (5 раз)

Ребята, я рад был встрече с вами. Помните и выполняйте правила поведения в природе, ведь человек в гостях у природы. Приходите в лес с добром. На память о нашей встрече дарю вам шкатулку с секретом. Открыть ее вы сможете, когда вернетесь в группу.

Звучит музыка, на экране появляется картина леса (слайд №3)

Стихотворение взято с сайта vospitateljam.ru

Дети становятся вколону по одному, я произношу текст, дети выполняют действия по тексту

Физминуткавзята с сайта www.maam.ru

Пока дети рассаживаются, я одеваю парик и куртку с нашитыми листьями, сажусь на пенек.

Показываю детям мнемотаблицы

Дети отвечают на вопросы

я загадываю загадки, по мере отгадывания на экране появляются растения (подорожник, крапива, мята, ромашка, валериана)

Слайд № 4

Из кармана достаю два мешочка, сначала даю детям один мешочек (смятой), затем другой (с валерианой)

Показываю растение, даю детям расмотреть его поближе.

На экране появились все пять отгаданных растений (слайд №4)

Дети стоят полукругом, выполняют дыхательную гимнастику

Из-за пенька достаю шкатулку, отдаю её детям.пока дети рассматривают шкатулку я снимаю парик и куртку

5. Заключение

Закройте глаза раз, два, три, четыре, пять – вот и в группе мы опять. Полезным было наше путешествие? Что нового вы узнали?

Ребята, что же лежит в шкатулке? (шкатулка не открывается). Ваши знания и сообразительность помогут ее открыть. Определите, какое слово лишнее: подорожник, поповник, астра; муравей, майский жук, кукушка; ель, дуб, клен.

Вы верно ответили и шкатулка открылась.

Посмотрите, здесь картинки с изображением насекомых и растений. Зачем же нам их подарил Лесовик?

Давайте наклеим эти картинки на плакаты, которые расскажут о пользе зеленых растений, о необходимости их беречь и развесим эти плакаты там, где собирается много людей. Этим мы и поможем лесным жителям, привлечем внимание людей к такой важной проблеме!

Берегите русский лес!

Он - источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

Звучит музыка

Обобщаю ответы детей.

Предположения детей.

Стихотворный текст взят с сайта nsportal.ru/detskiy-sad

Цель: Cистематизация представлений детей о многообразии природы.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.
  2. Закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических ярусах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.
  3. Закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных).
  4. Развивать логическое мышление детей, учить устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Воспитывать экологическую культуру у детей в процессе познавательной, экспериментальной и продуктивной деятельности.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе, побуждать применять полученные знания в жизни.

Оборудование: шляпа цилиндр; 2 клубка ниток желтого цвета (маленький о большой); картинки: трава, куст, дерево; карточки «Стадии развития», надувной бассейн; инструменты: сачки, пинцеты, палочки, магниты на веревочках; материалы для аппликации; медали для награждения.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем! Посмотрите, а вы ничего необычного не заметили у нас в группе? (Цилиндр)

Эмоционально – волевой тренинг.

Воспитатель: В цилиндре что-то есть…Волшебный клубочек хорошего настроения! Я хочу передать это хорошее настроение вам вместе с улыбкой, а вы передавайте его дальше друг другу (воспитатель бросает первому человеку клубок со словами «Привет!», а дети передают дальше). А сейчас положим клубочек в наш волшебный цилиндр, скажем «Абра – кадабра» и посмотрим, что будет? (достает большой клубок).

Воспитатель: Посмотрите, каким большим стал наш клубочек, в нем стало много хорошего настроения! А давайте поделимся им и с нашими гостями и скажем им «Привет!» (бросаем клубок гостям).

Мотивация.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в волшебном цилиндре есть что то еще. Это письмо, давайте прочитаем его.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам профессор Всезнайкин. Я приглашаю вас вступить в мой клуб «Знатоки природы». Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, люди не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред! Ребята, я надеюсь, что вы покажете свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь её настоящими друзьями и тогда, я с удовольствием приму вас в свой клуб «Знатоки природы.

Примечание: Посылаю вам волшебный Цветик – семицветик с заданиями. Правда, все лепестки на нем отпали, выполните все задания, соберите цветок и увидите, что получится. Подпись: профессор Всезнайкин».

Воспитатель: Ну что, ребята, хотите получить звание «Знатоки природы»? (Да). А вот и цветик – семицветик. (воспитатель достаёт из цилиндра серединку цветка и лепестки, на которых написаны задания, прикрепляет на доску серединку).

Воспитатель: Итак, первый лепесток и первое задание.

1 лепесток «Разминка».

Воспитатель: Ваша задача, быстро отвечать на вопросы.

Вопросы:

  • Приведите примеры живой (неживой) природы.
  • Кто из животных на себе дом носит? (Улитка)
  • У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
  • Назовите животных, которые зимой впадают в спячку (медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук).
  • Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
  • Назовите перелетных птиц.
  • Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.
  • Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
  • Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)
  • Почему воробья так назвали? (он воровал зерна, а люди бегали за ним и кричали: «Вора бей!»)
  • А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)

Воспитатель: Молодцы, ответили на все вопросы! Прикрепляем первый лепесток.

2 лепесток «Этажи леса»

Воспитатель: О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

Скажите, как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? (деревья)

Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям? (кусты)

Как называются небольшие растения с мягкими стебельками? (трава)

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения образуют так называемые этажи. Давайте назовем их (травы, кусты, деревья). Скажите, пожалуйста, а каких животных можно поселить на этих этажах? Кто живет внизу, в траве? Посередине, на кустах? Повыше, на деревьях? (ответы детей). Молодцы, мы справились и с эти заданием! (прикрепляет следующий лепесток).

3 лепесток «Что сначала, что потом?»

Воспитатель: Ребята, чтобы стать настоящими знатоками природы, надо знать, откуда же появляются растения и животные. Профессор Всезнайкин предлагает вам поиграть в игру «Что сначала, что потом?» и заодно он хочет узнать, как вы умеете работать в парах (дети разбиваются на пары по своему желанию).

Воспитатель: Каждой паре я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку: «Чем (кем) был и чем (кем) стал», а затем рассказать, что было сначала, а что потом.

Икринка – малёк – маленькая рыбка – взрослая рыба.
Яйца – гусеница – куколка - бабочка
Семечко – росток – цветок - плод (горох).
Яйцо-цыпленок – курица

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием! Прикрепляем третий лепесток.

4 лепесток «Задачки – шутки»

Воспитатель: Ребята, знатоки природы должны быть не только умными, но и с чувством юмора. Профессор Всезнайкин предлагает вам решить задачки – шутки.

1) У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

2) Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

3) В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду? (Семь, четыре плавают, а три под водой.)

4) Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи? (воробьи вообще не улетают на юг)

Воспитатель: Молодцы, вижу со смекалкой и чувством юмора у вас всё в порядке! Четвёртый лепесток наш!

Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

5 лепесток «Проблемные ситуации»

Воспитатель: Ребята, в следующем задании профессор нас просит подумать и решить, кто прав из детей в следующих ситуациях.

  1. Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
    -А что ты сделал для своего ёжика? -спросил он у Коли.
    -А я его отнёс в лес и выпустил на волю.

Вопрос : Кто из мальчиков поступил правильно? (ответы детей)


2) Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Вопрос: Правильно ли девочки поступили? (Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло)

3) Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесём маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Вопрос: Правильно ли поступили девочки? (Нет. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они совсем исчезнут)

4) После дождя мальчики пошли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червяков!
- Давай соберём их и девчонок испугаем!
- Пойдем, посмотрим, где девчонки!
Мальчики ушли и оставили банку с червяками закрытой.
Вопрос: Правильно ли поступили ребята? (Нет, они задохнутся. И червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

Воспитатель: А какие еще правила поведения в природе вы знаете, ребята? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете, как правильно вести себя в природе и за это получаете пятый лепесток.

6 лепесток «Очистим водоём»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это еще одно послание от профессора Всезнайкина. Давайте прочитаем:

«Ребята, сейчас наступила весна, а до этого была зима. Некоторые люди, к сожалению, ходили по улицам, бросали фантики, пакеты, бутылки, коробки. А зима все это закрывала снегом. Но вот снег начал таять и весь этот мусор вместе с талыми водами поплыл в водоемы. От этого мусора всем жителям воды очень плохо. Они могут погибнуть. Подумайте и скажите, как можно очистить водоемы от мусора?»

Воспитатель: Ребята, действительно весной вытаивает очень много мусора после зимы. И весь этот мусор уносит водой (ручейками) в водоемы.

Так как же помочь нашему профессору? Я предлагаем вам сейчас потренироваться в очистке пруда в группе. Согласны? (Да)

Давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите? (Водоем весь в мусоре)

Посмотрите, какие предметы плавают на воде? Какие предметы утонули?

(Дети называют предметы, которые плавают, утонули)

При очистке пруда, что нужно сделать, чтобы не запачкаться и не поранить руки. (Дети высказывают предположения: быть осторожными, соблюдать правила безопасности, надеть перчатки и т. д.)

Но у нас перчаток нет, как же мы можем достать весь этот мусор? Подумайте, как и чем можно достать предметы, которые плавают на воде, а которые лежат на глубине? (дети высказывают свои предположения)

Да, я приготовила вам инструменты, которые вы можете использовать при очистке водоема. (Палочки, сачки, пинцеты, магниты). Кому, какой инструмент достанется, вы узнаете, выбрав карточку (дети выбирают карточки с нарисованным на обратной стороне инструментом).

Куда мы положим собранный мусор? (В мешки для мусора)

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Достали все предметы и очистили наш водоём. Прикрепляем следующий лепесток.

7 лепесток «Природоохранные знаки»

Воспитатель: Ребята, вот вы хорошо знаете правила поведения в природе, а ведь некоторые люди все - таки причиняют вред природе, загрязняют её. Как вы думаете, как им рассказать об этих правилах, с помощью чего? (с помощью предупредительных знаков). Да, а еще их называют природоохранными знаками, потому что они помогают охранять нашу природу.

Воспитатель: Вот и профессор Всезнайкин предлагает вам сделать такие знаки, чтобы научить других правильно вести себя в природе.

Давайте пройдем за столы. Посмотрите, у каждого из вас есть набор изображений для изготовления знака. Вам надо догадаться, какой именно у вас будет знак, о чем он будет предупреждать.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему знак помещают в красную рамочку? (чтобы привлекал внимание). А почему каждый знак должен быть перечеркнут? (потому что так как изображено на знаке, делать нельзя).

(дети выполняют задание, воспитатель следит за последовательным и аккуратным выполнением)

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные знаки у нас получились! Летом мы с вами пойдем в поход и обязательно расставим их в лесу.

Итог.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы собрали наш цветик - семицветик, значит, мы выполнили все задания! Ой, посмотрите в серединке цветка что то есть…(воспитатель открывает серединку, достает оттуда медали «Знатоки природы» и записку от профессора).

«Дорогие ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями и можете по праву называться Знатоками природы. Я с удовольствием принимаю вас в свой клуб и вручаю вам почетные значки членов клуба. Давайте вместе беречь и приумножать красоту нашей родной планеты Земля. С уважением, профессор Всезнайкин».

(воспитатель вручает детям медали – значки)

Воспитатель: Да, ребята, для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо каждому соблюдать несложные правила и быть другом природы. И я очень горжусь тем, что вы всё это знаете и умеете!


Российская Федерация

Красноярский край

Управление образования администрации г. Минусинска

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»

662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию (социальный мир) с использованием моделей по теме « В гостях у бабушки Федоры» в старшей группе

СКАЧАТЬ (с фото)

Воспитатель:

Онькова Мария Борисовна

г. Минусинск, 2017

Цель: уточнение и расширение представлений о посуде , ее назначении посредством метода наглядного моделирования

Задачи:

Обучающие:

- уточнять и расширять знания детей о посуде , классификации посуды по назначению, материалам, из которых она сделана (металл, глина, стекло, фарфор, пластмасса, дерево)

Активизировать словарь по теме «Посуда»

Совершенствовать навыки образования прилагательных

Упражнять детей в умении проговаривать чистоговорки посредством расшифровки мнемодорожек

Закреплять умение подбирать соответствующие пары картинок и графических изображений

Закреплять умение использовать преметы-заместители (геометрические блоки) вместо предметов посуды и распределять их в соответствии с их свойствами

Упражнять в использовании схем-алгоритмов при выполнении заданий

Развивающие:

Развивать мыслительные операции при использовании знаков-символов

Развивать коммуникативные навыки, зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление, воображение, внимание, связную речь, координацию речи с движением

Развивать пространственную ориентировку (закреплять понятия «право» , «лево» )

Воспитательные:

Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, бережное отношение к посуде , чувство сострадания, взаимопомощи, умение взаимодействовать друг с другом, договариваться

Образовательная область: познавательное развитие

Формы работы: фронтальная, парная.

Материалы и оборудование: портрет К.И.Чуковского, изображения бабушки Федоры - грустной и веселой, письмо от Федоры, карта путешествия, раскраски - сюрприз от Федоры, «волшебная палочка», карточки для деления на пары, пословицы, загадки о посуде, модель настольной игры «Домино» (посуда), геометрические фигуры пособия «Блоки Дьенеша», модель игры «Буфет», модель игры «Волшебный лифт», модель игры «Чистоговорки», демонстрационный материал - картинки с изображением предметов посуды , материалов, из которых изготавливают посуду, столик с предметами посуды, набор игрушечной посуды, предметы посуды для этапов путешествия, алгоритм «Накрой на стол», магнитофон, запись отрывка из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», мольберты, столы для игр

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»; рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды; рассматривание настоящей посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит; разучивание физминутки «Посуда», пословиц о посуде, рисование по теме «Посуда».

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап.

Дети заходят в группу. Обращают внимание на гостей. Здороваются. Спрашивают у гостей: Как у вас дела? Как настроение?

Социоигра «Здравствуй, друг!» (стоя в кругу)

Воспитатель: Ребята, доброе утро! Давайте с вами поприветствуем друг друга - поиграем в игру «Здравствуй, друг!» (Дети в парах говорят слова: «Здравствуй, друг! Ты пришел? - Я пришел! - Хорошо!» и обнимают своего друга. Далее воспитатель считает до трех, и дети должны быстро найти нового друга, игра проводится еще раз.)

Социоигра «Передай сигнал!» (на стульчиках в кругу)

Воспитатель: Ребята, какое у нас хорошее настроение, давайте передадим друг другу «сигнал дружбы»! (воспитатель передает сидящему рядом ребенку «сигнал дружбы» - обнимает его, ребенок передает сигнал соседу, и так далее по кругу)

Воспитатель включает отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

Ребята, вы вспомнили эту сказку, в которой мы познакомились с бабушкой Федорой? (Федорино горе). Кто автор сказки? (Корней Иванович Чуковский). Для кого он написал сказку? (для детей) Поэтому его называют детским писателем. Какие еще произведения для детей он написал? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон нам принес письмо, давайте посмотрим, от кого оно пришло. Дети читают надпись на конверте и письмо от Федоры:

Ребята, здравствуйте, помогите мне, пожалуйста, у меня такое горе!

Села бы я за стол, да стол за ворота ушел.

Сварила бы я щи, да кастрюлю пойди, поищи.

И чашки ушли, и стаканы. Остались одни тараканы.

Ой, горе, мне, Федоре , горе!

Ох, не буду, ох, не буду я посуду обижать .

Буду, буду я посуду и любить, и уважать! Помогите мне вернуть мою посуду, пожалуйста!

Бабушка ФЕДОРА

Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная). А какая она должна быть? (чистая).

Ребята, Федора просит помощи, вы согласны помочь Федоре? (да). Но не так-то просто ей помочь, нужно выполнить много заданий

Основной этап.

Воспитатель и дети проходят к доске с картинками посуды.

- Ребята, Федора прислала нам карту нашего путешествия. На каждом этапе путешествия мы с вами будем возвращать Федоре по одному предмету сбежавшей посуды. (Дети ищут этапы путешествия по картинкам, указанным в карте и развешанным в группе, и после выполнения каждого задания возвращают Федоре предмет настоящей посуды)

1 этап. Давайте сначала вспомним, какая бывает посуда. Федора прислала нам загадки про посуду. А отгадки спрятаны в нашем буфете. Отгадайте их и покажите (на доске). Загадки о посуде Она всем очень нравится, На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка, Голубенькая...
Чашка Неприступная на вид, Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри Угощение внутри! Сахарница

В земле я родился, В огне закалился. Горшок
Чайника подружка Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли. И зовут её…
Кастрюлей
У него большой живот, А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос На плите как паровоз.
Чайник
И оладьи, и омлет, И картошку на обед,
А блины - вот это да! Жарит всё ...
Сковорода

Чтоб поужинать всем дружно, Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую Для еды …
Тарелку

Хлеб бережет, Черстветь не дает.
Для хлеба - дом, Хорошо ему в нем.
Хлебница

А почему посуда так интересно расположена в нашем буфете? Что мы делаем с помощью этой посуды? (виды посуды - кухонная, чайная, столовая )

К какому виду посуды относятся глубокая тарелка, супница, хлебница, столовые приборы?(это столовая посуда , ею пользуются за столом во время еды )

Чашка, блюдце, чайная ложка, сахарница, конфетница, заварочный чайник? (это чайная посуда . Она нужна, чтобы пить чай) .

Молодцы! А кастрюля, чайник, сковорода, дуршлаг, половник?

(это кухонная посуда . Она нужна на кухне, в ней готовят пищу ).

2 этап. А какие мы знаем пословицы о посуде? Поиграем в игру «Закончи пословицу». Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить ее:

Посуда любит……чистоту. Дорога ложка…….к обеду. С самоваром чай вкуснее и….беседа веселее. За чаем не скучаем - …..по семь чашек выпиваем.

3 этап. Игра «Из чего сделана посуда?» (Воспитатель говорит, из чего посуда, а дети -какая это посуда)

(дети передают «волшебную палочку» и называют посуду) Воспитатель: Вот самовар, он из металла. Значит самовар…. металлический.

А вот ложки, они из дерева, значит они какие? Дети. Ложки деревянные.

Блюдце из фарфора, стакан из стекла, кувшин из глины, тарелка из пластмассы, ложка из дерева - деревянная. Чашка из фарфора - фарфоровая. Ваза из хрусталя - хрустальная. Терка из металла - металлическая. Стакан из стекла - стеклянный. Масленка из пластмассы -… Сковорода из чугуна -… Миска из глины -… Нож из стали -…

4 этап. Следующее задание - еще сложнее, ребята, справитесь?

Игра «Домино»

(нужно подобрать пары «картинка - графическое изображение)

5 этап. Игра «Буфет»

(Нужно правильно расставить «посуду» в «буфете» на полки, учитывая свойства предметов - форму, цвет, толщину, номер полки. В качестве «посуды» используются «Блоки Дьенеша». Обсуждается обозначение-замещение определенных предметов посуды определенными блоками: круг - тарелка, треугольник - кружка, квадрат - кастрюля, прямоугольник - сковорода)

6 этап. Игра «Волшебный лифт»

(На «лифте» нужно прокатить предмет посуды в разных направлениях - вверх - вниз, влево - вправо, и рассказать о прошлом и будущем этого предмета, о его составляющих частях, где он встречается. Дети выбирают подходящие по смыслу картинки и прикрепляют их на «лифт»)

7 этап. Физкультминутка «Превратись в посуду»

Проводится игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животик)

Очень важный как начальник! (одну руку на пояс, другую изгибают как носик)

Вот фарфоровые чашки :

Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца :

Только стукни - разобьются! (кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки :

Голова на тонкой ножке (руки вверх над головой)

Вот пластмассовый поднос :

Он посуду нам принес! (руки вперед как поднос)

-Ребята, давайте похлопаем друг другу, вы так здорово изображали посуду!

8 этап. Игра «Накрой на стол» (Дети накрывают на стол, используя схему-алгоритм сервировки стола, используется набор игрушечной посуды)

Где лежит ложка? - Где лежит вилка? - Где лежит нож?

(Дети отвечают полным ответом) .

9 этап. Игра «Выложи чистоговорки» (Деление на пары с помощью парных картинок с изображением посуды; дети выкладывают чистоговорки из кубиков и проговаривают их посредством расшифровки мнемодорожек)

Рефлекторный этап.

Воспитатель вешает на доску картинку счастливой Федоры за чаепитием.

Ребята, посмотрите на карту, что она говорит нам? Все ли мы предметы посуды вернули Федоре? Какие же вы молодцы! Нам пора возвращаться домой. Давайте потом отправим посуду Федоре в посылке. А пока Федора говорит вам «спасибо» и обещает:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать»!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось? А что было трудным? (Дети передают «волшебную палочку» и высказывают свое мнение)

И за вашу помощь Федора прислала вам раскраски «Посуда». Скажем ей «спасибо».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...